Литвинцева Ольга Николаевна, воспитатель
Родительское собрание: "Третий год жизни ребенка"Республика Саха (Якутия) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Чебурашка» Городского округа «Жатай».
Нетрадиционное родительское собрание на тему: «Третий год жизни: Особенности возраста».
Провела и составила: Литвинцева О.Н.
Якутск 2018г. Цель собрания: · помочь родителям справляться с «большими» проблемами в воспитании их маленьких детей; · открыть «тайны» роста и развития детей третьего года жизни. Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» -спросят нас озадаченные родители. Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт и речь и т.д. Чем же третий год жизни замечателен? В чем его особенности? О какой само ценности идет речь? Что нового в поведении ребенка? На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими. Обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намереньями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой - желание быть похожим на взрослых, подражать им. Всё сказанное имеет отношение к психологической характеристики возраста. В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видов деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение, танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого. Показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цепочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т. п. С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт-рисунок), лепка (продукт-поделка), конструирование (продукт-постройка), игра (ролевое поведение) и др. Продуктивные виды деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта. На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточенно на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 15-20 мин. Значительно совершенствуется память. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более. Особенностью речевого развития является: активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция-умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя действия взрослых, и берет на себя определенную роль-мамы, доктора и др. Он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведение малыша. Он способен, не только адекватно реагировать на слова «можно», «нельзя», но и понимает смысл слова «надо». Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации. Все перечисленное возможно. Только как результат правильного воспитания и вашего непосредственного участия в его жизни и, конечно. В вашей заинтересованности в их появлении. Малыш становится более самостоятельным, движения - более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется «скачок» в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода. Режим дня. Нужен ли режим дня ребенку? Безусловно, да. Ребенок на третьем году жизни хоть и значительно повзрослел, но самостоятельно оценить то, что ему нужно не может. Распорядок дня влияет на поведение малыша, приучает его быть организованным, дисциплинированным, принимать и выполнять требования взрослых. Главная цель - внимательно проанализировать, организовать режим: обеспечить ритмичное, целесообразное чередование основных, жизненно-важных процессов-сна, бодрствования, кормления, пребывания на свежем воздухе. Составляя режим дня для своего ребенка, родители должны исходить из показателей его физического развития и выносливости нервной системы. Если малыш физически не очень крепок, ему нужен более щадящий режим, который может, меняется в течении дня в зависимости от обстоятельств, но это не значит что следует нарушать режим без каких либо особых причин. Также хотелось бы затронуть очень важную тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста». Многие родители чрезмерно опекают своих детей, все делают сами, поэтому стремления к самостоятельности у них нет. Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания у детей: учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться, раздеваться, ходить в туалет. Одновременно с созданием необходимых условий мы обучаем детей правилам поведения за столом. Игра: «Поделись опытом». Родители делятся на три группы. Каждой группе предлагается продемонстрировать наглядно, как дома они приучают своих детей: 1. Одеваться самостоятельно; 2. Кушать; 3. Убирать игрушки на место после игры. Какие культурно-гигиенические навыки должен иметь ребенок на третьем году жизни и как выработать у ребенка положительное отношение к данным навыкам. 1. Мыть руки с мылом перед едой и после каждого загрязнения; (чаще процедура приятна для детей и они с удовольствием мылят ручки мылом и смывают водой). Что делать если ребенок отказывается от данной процедуры? Нужно создать приятные условия: вода обязательно должна быть теплой, чтобы не испугать ребенка, мыло должно соответствовать размеру ладошки, в саду мы пользуемся потешками (водичка-водичка умой мое личико и другие, можно во время умывания рассказывать о порядке умывания. У нас перед раковиной, висит памятка умывания, дети с удовольствием рассматривают картинки и повторяют действия). 2. Пользоваться своим полотенчиком, вытираться самостоятельно (ребенок должен знать свое полотенце, крючок должен быть расположен по росту ребенка, полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы ребенок одним движение мог снять и повесить его обратно, если размер раковины не соответствует росту ребенка нужно поставить скамейку). Предметы личной гигиены, должны быть красочными, располагающими к запоминанию. 3. Уметь пользоваться носовым платком (ребенку важно знать назначение платка, не использовать как предмет для игры, уметь самостоятельно складывать в карман платок и доставать обратно, учить обращать внимание на загрязнение). 4. Пользоваться расческой (важно знать свою расческу, ребенку можно предложить самостоятельно выбрать себе понравившуюся расческу, чтобы вызвать интерес пользоваться ей, расчесываться играя-причешем куклу и тебя, также можно использовать потешки «ты расти, расти коса» и другие, объяснять ребенку для чего нужно причесаться, хвалить «какая стала красивая» когда причесалась). 5. Кушать самостоятельно и аккуратно. Как дома, так и в детском саду наша задача научить ребенка правилам поведения за столом. (В нашей группе перед приемом пищи дети садятся на свои места (каждый ребенок должен знать место где он сидит), во время пищи мы учим детей держать спину прямо, – не ложится на стол «Стол не кровать!» кушать аккуратно, пользоваться салфеткой)., учить правильно держать ложку, чтобы пища попадала в рот, а не мимо, не крошить хлеб, не одевать его на ложку, не играть с ним – важно объяснять ребенку, что хлеб - это еда и не стоит им играть. Не позволять ребенку играть посудой: тарелками, кружками (рассказать об опасности), после приема пищи ребенок должен говорить спасибо. 6. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Ребенок третьего года жизни уже может самостоятельно одевать и снимать носочки, шорты, обувь, юбки и даже футболки. Самостоятельно застегивать замки и липучки. В саду мы учим детей раздеваться на своем стульчике, аккуратно вешать одежду на спинку (объясняем, что одежда может помяться или потеряться если ее раскидать), складывать носочки в обувь и ставить обувь под стул. После сна ребенок должен самостоятельно найти свою одежду, и одевать ее. В процессе мы подсказываем ребенку последовательность одевания, детям которые не могут справиться сами, мы помогаем. Если ребенок отказывается самостоятельно одеваться, можно обыграть этот процесс (например: давай оденем куклу или любимую игрушку на прогулку). Ребенок, играя, подражает действия взрослого и приобретает навыки. 7. Самостоятельно пользоваться горшком. Ребенок должен по необходимости достать свой горшок и самостоятельно садиться на него и вставать с него. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может себя обслуживать, но и приучается к аккуратности. Упражнение: «Развиваем в себе качества». Родители встают в круг и поочередно передают игрушку друг другу и называют личностные качества необходимые родителям при воспитании ребенка. (Доброта, терпение, любовь, настойчивость, ласка, аккуратность, артистичность, бдительность, уравновешенность, благоразумность, веселый нрав, последовательность, настойчивость, внимательность). Разное.
15 февраля 2020 в 08:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.